Тип: семейный маршрут выходного дня.
Вид: пеший, велосипедный.
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Протяженность:1 ,5-2 км.
Маршрут: воинское захоронение (возле больницы), памятник жертвам нацизма, воинское захоронение (возле школы).
Рекомендации для родителей:
1. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, велосипед или другое транспортное средство;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
2. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
3. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
4. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора;
- не спешите и не бегите, переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома.
5. При движении на велосипеде:
- передвигайтесь на велосипеде только по тротуару, пешеходной дорожке или обочине;
- пересекайте проезжую часть по пешеходному переходу, сойдя с велосипеда и катя его рядом с собой;
- перевозите детей до 7 лет на дополнительном специально оборудованном сидении;
- если ребенок передвигается на велосипеде самостоятельно, контролируйте, чтобы он не выезжал на дорогу, где движется транспорт.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!
Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Во время прогулок с детьми обращайте их внимание на работу светофоров, объясняйте значение дорожных знаков, разметки и учите их наблюдать за дорогой и предвидеть опасность. Не оставляйте детей без присмотра рядом с дорогой.
Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
Содержание маршрута.
1.Что рассмотреть, рассказать ребенку:
Начните с памятного места: воинское захоронение, которое находится возле больницы. Расскажите, что однажды, давным-давно на нашу Родину напал враг. Началась война. Много горя она несла с собой: гибель, разрушения, голод, слезы. Четыре долгих года тянулась Великая Отечественная война. Люди не покорились захватчикам, сражались с врагом, не щадя своей жизни. Много своих сыновей и дочерей потеряла Беларусь в той войне. Но пришел день, когда врага прогнали с нашей земли. Был месяц май, цвели сады, люди радовались, что больше никогда не услышат выстрелов и разрывов бомб, что возвратятся домой их близкие, а еще вспоминали тех, кто погиб, и горько плакали. Это был праздник со слезами на глазах. С тех пор каждый год 9 мая наш народ празднует День Победы. В честь подвига отважных защитников в местах боев, воинских захоронений воздвигнуты памятники. Есть они и в нашем агрогородке.
Подойдите к памятнику.
Напомните ребенку правила поведения (нельзя кричать, бегать, рвать цветы, нужно вести себя спокойно, уважительно).
Воинское захоронение представляет собой огороженное металлической оградой место, где покоятся останки 311 солдат. В центре скульптурной композиции-фигура воина, который держит на руках своего погибшего товарища. По обе стороны расположены плиты с фамилиями бойцов, которые здесь похоронены. Обратите внимание ребенка на надпись: «Никто не забыт и ничто не забыто».
Прочитайте стихотворение:
«Никто не забыт и ничто не забыто»-
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья- гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Скажите, что наша благодарная память никогда не забудет подвиг отважных освободителей, что есть традиция чтить память вместе с ребенком и помолчите. Можно возложить цветы.
2. Продолжите маршрут к памятнику жертвам нацизма. Расскажите ребенку о том, что на территории нашей деревни проживали не только белорусы, но и евреи. Фашисты жестоко расправлялись с ними, устраивали облавы, расстреливали. Сначала расстреливали только мужчин, а в январе 1942 года собрали всех стариков, женщин, детей, заперли ни в чем не повинных людей в сарае на окраине деревни, продержали там несколько дней, а затем расстреляли во рву возле дороги на Лиозно. Спаслись только несколько человек. В 2002 году на месте их гибели был установлен памятник.
3. Завершите маршрут у воинского захоронения возле школы.
Здесь похоронены советские воины, которые погибли в боях за освобождение нашей деревни. На плитах высечены 221 имя и фамилия, и еще 58 неизвестных, так как в жестоких боях не было ни времени, ни возможности записать их имена. Расскажите ребенку, что в рядах Красной армии сражались с врагом люди со всех уголков огромной страны: русские, узбеки, грузины, татары и многие другие. Покажите и прочитайте фамилию лейтенанта Джагофарова Михаила Гарифовича. Он был артистом, снимался в кино, но взял в руки винтовку и пошел бить врага. Погиб далеко от своих родных мест, освобождая нашу землю.
Какие вопросы можно задать ребенку:
- Уточните, что ребенок знает о войне?
- Поинтересуйтесь, что запомнил больше всего?
- Было ли интересно?
- Будет ли ему интересно пройти еще раз по этому маршруту?
- Хотел бы он посетить другие памятные места?
После прогулки предложите своему ребенку нарисовать, что больше всего запомнилось.
Можно по дороге разучить одно из стихотворений.
***
Пусть ходят голуби по крышам,
Пусть тают в небе журавли…
Пусть будет мир!
Он так нам нужен!
Мир нужен людям всей земли!
Пусть будут реки, города и села,
Пусть лес растет, возводятся мосты…
Пусть дети всей планеты ходят в школы,
Пускай цветут во всех садах цветы!
***
Войны я не видел, но знаю
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас-
Все им испытать довелось.
***
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит,
Мы дружной семьей быть должны!
разгарнуць » / « згарнуць